контакты Днепропетровск: 056-379-04-81, 067-44-55-887, e-mail: dav@soznanie.org.ua

контакты Киев: 067-44-54-338

Внутренний мир подростка



     Смена одного возрастного периода другим всегда осуществляется через кризис. Преодолев его, ребенок «выходит в свет» с новыми умениями, качествами, становится на новую социальную ступеньку. Но пока он находится «внутри кризиса», ему невозможно знать, что будет дальше. Но об этом должны знать окружающие, родители, кто уже прошел эти кризисы и знает, что во всех переживаемых трудностях и заключается сила для будущей жизни. Знать и поддерживать, но не мешать естественному ходу жизни – в этом задача родителей, учителей и всех, кто сталкивается с подростками.

    

      «Признаюсь честно, сама с ужасом вспоминаю себя в подростковом возрасте. Нет, я не устраивала истерики родителям, не требовала свободы и не доказывала, что уже давно выросла. Напротив, моя мама считала меня вполне благополучным ребенком. И тем чудовищней было мое положение и тем непонятней были мои поступки близким. Я от невыносимого чувства одиночества, от недостатка страстей, вызывающих бурю эмоций, от желания быть принятой во взрослом мире, искала участия у совершенно чужих людей!»

— такими словами начала свой рассказ мама двенадцатилетнего мальчишки на приеме у психолога. Как думаете, что ее тревожило в своем взрослеющем сыне? Прежде всего, она боялась, что сын повторит ее ошибки, что она перестанет быть для него другом, что он испытает те же переживания, что и она в свое время. И к психологу пришла на консультацию лишь для того что бы вовремя «подстелить соломку». Однако, таких сознательных родителей не много. Чаще к психологу обращаются уже тогда, когда сталкиваются с деструктивными проявлениями подросткового кризиса.

      «Пустыней отрочества» назвал Л.Н. Толстой подростковый возраст.                                                 

      Чувство одиночества, непонятности, обособленности, становление самосознания, первые мировоззренческие проблемы, переоценка ценностей, первые разочарования – все то, что сопровождает переход от детства к юности, делает этот период в жизни человека особенно драматичным. Подростку необходимо высказаться, выразить себя, поделиться своими проблемами, и здесь, к сожалению, взрослые не всегда могут ему помочь.

     Во-первых, потому, что мнение самых близких взрослых перестает в этот период быть значимым для подростка в силу критичности его мышления, а во-вторых, и сами взрослые (родители, учителя) не всегда способны выслушать, понять, проявить терпение и мудрость. А ведь подростку в этот период крайне необходима «целевая установка» — этот термин часто используют психологи, но, думаю, нет нужды разъяснять его значение. Внутренний стержень, царь в голове, голова на плечах, ясный разум – как ее не назови, это все равно будет целевая установка. Заключается она в том, что подросток четко знает, что ему интересно. Идеальный вариант – закладывать ее еще с младшего школьного возраста, но, коль скоро этого не случилось в подходящий момент, считать подростковый период безвозвратно потерянным – нельзя.

 

Переходный возраст от игры к труду

 порождает трудных, если не нашёлся труд по возрасту.

     Мама, цитату из обращения которой я приводила вначале, права в своем стремлении быть на шаг впереди событий, которые могут развернуться в связи с взрослением ее сына. Ведь, в подростковом возрасте, как бы плоско это не звучало, существует только два направления: на созидание и на разрушение. Оба они очень сильны. Куда потянется ребенок, что будет руководить его действиями в сложнейший жизненный период – во многом зависит от чуткого отношения родителей. Зачастую, мамы и папы, устав от забот о малыше, к 12 годам, почувствовав, что их птенец становится все более самостоятельным, перестают активно участвовать в его жизни, отчасти это верно, но не во всем. Родители по-прежнему должны помогать подростку в реализации его целевой установки и четко понимать, что им придется пожертвовать огромной массой своего свободного времени. В этот период нет понятия «он взрослый и сам все может». Если подросток проявляет желание заняться спортом, значит необходимо не только поспособствовать его поступлению в хорошую школу (так вы сможете определить его окружение и тренера), но и искренне болеть за его успехи, и поднимать повешенный из-за неудач нос. Если ребенок увлечен компьютером, значит можно записать его на курсы, где его обучат работе в графических программах или научат как самому писать простенькие программы. Если интерес вызывает музыка, то не пристраивайте тинейджера в кружок при школе, а способствуйте созданию первых «серьезных» записей.

 

     Не стоит забывать о том, что общение и самопознание становятся для подростка ведущими видами деятельности. Для их успешной реализации, создаются специальные школы личностного роста именно для подростков, где психологом создается безопасная среда, задаются темы, обсуждаются вопросы, находятся ответы. Перечислять можно много, но у ребят есть свои причины, по которым они хотят работать в группе сверстников с психологами. Прежде всего – это желание узнать о себе больше, познакомиться с собой. Научиться понимать и быть понятным окружающим: родителям, друзьям, одноклассникам.

 

     Предлагаем Вам заглянуть во внутренний мир своего взрослеющего ребенка с помощью теста «Путешествие во внутренний мир».

     Тест  «Путешествие во внутренний мир»

      Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании — как занятную игру.
Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй.
Узнав расшифровку каждой ассоциации, можно получить пищу для размышления о своем мире и мире близкого человека. 

     Итак, можно начинать, представь:               

     Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты одна (один) или с кем-то? Что ты делаешь?

     Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?

     Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?

     Ты идешь дальше, впереди — река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?

     Ты оказалась (оказался) на другой стороне — и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твоё имя — прочитай надпись.

     Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты пойдешь сначала? Опиши её. Какие еще комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?

     Одна из комнат в доме — совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах. Когда ты попала (попал) туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?

     Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя — забор. Как ты окажешься на той стороне?

     Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя?

     Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?

     В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него добираться?

     Вот и все, твоё путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься домой отдохнувший, посвежевший и радостный.
Не спеша открывай глаза…
Расшифровка ассоциаций

     Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму жизнь и своё движение по ней. Согласись, большая разница — вышел человек гулять или потерялся в лесу. Обрати внимание на сам лес — насколько человеку там комфортно, светло, интересно. Точно так же важно посмотреть на то, каким человек видит дом издалека. Светлым или тёмным, симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье. Обрати внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет особенно — крышу с дырками, открытую или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь.

     Родник — это восприятие всего нового, что приносит нам жизнь. Если человек видит захламлённый, забитый окурками родник, то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей. Так же и животное — это то, как он видит других людей. Обрати внимание, это страшный медведь или пушистая белка, кто первым идёт на контакт — он сам или ждёт, пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно.

     Река и забор — это символы препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой. Обрати на этот пункт внимание, если в нем появились крайности: «взорву на фиг» или «повернусь и уйду».

     То, на что в доме обращает внимание человек, — для него значимые вещи. Кто-то сразу идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает детскую. Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то человека человек игнорирует бессознательно. Например, комнату брата или гостиную, где обычно собирается вся семья. Может быть, тут что-то не так — например, человеку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не «тусоваться» со всеми. Кстати, обрати внимание на общее описание дома — тесно, просторно, темно, пахнет чем-то вкусным или наоборот.

      Особое внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак — это все знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в школе или в университете, не важно. Хорошо, когда он представляется аккуратным, когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, человек настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.

     Подвал — это все подсознательные или плохо осознаваемые устремления, знания, желания и навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится — то скорее всего, его подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он боится идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, вероятно, его тревожат какие-то смутные страхи. Кстати, то же самое касается норы. Если человек легко проходит мимо или лезет в нору «покричать», посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее всего, скрытых страхов у него немного.

      Белая комната, лишенная любых выступов, — это метафора смерти. Не ожиданно? Но подсознание мыслит так. Посмотри, как ведет себя там человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее эта тема для человека сейчас.

      Чайки у моря — это, как ни странно, родственники. Проверь себя, посмотри, насколько навязчиво поведение птичек. Оцени «уровень шума», который они создают. Похоже на правду?

      Ну и, наконец, корабль — это заветная мечта. Посмотри, насколько четко человек видит детали корабля, это покажет, насколько четко он представляет себе, чего хочет. Если это пиратский корабль — тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля, значит человека гнетут разочарования. Еще один критерий: может ли человек до корабля добраться. Не беда, если еще не может, и видит вообще «корабль с алыми парусами». Плохо, если он говорит о корабле с печалью или сразу описывает препятствия — нет лодки, чтобы добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но это возрастное видение мира, оно проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать.

      Важно: ответы, которые тебя обеспокоили, — еще не повод записывать себя в разряд неблагополучных, это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и подсознания. Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в дальнейшем.

 

 

      Совет психолога ЦРЛ «Сознание» Юлии Родиной.

     Родителям следует знать, что ребенок, да и каждый из нас, переживает определенные этапы в своей жизни. И на каждом жизненном этапе ему отведена своя роль. Условно говоря, до семи лет Ребенок – Царь. Дарите ему безграничную любовь, заботьтесь, берегите, ухаживайте, хольте и лелейте, как говорится. С 7 до 14 лет Ребенок – Солдат. Это время знакомства с правилами, подчинения им, выполнения поручений и обучения. В 14 лет начинается новый этап развития родительско-детских отношений. Ребенок – Друг и этим все сказано. Теперь Вы не можете ему указывать. Вы добьетесь большего, если будете высказываться не критическими замечаниями и приказами, а в виде пожеланий. Даже неприятности Вам будет легче пережить, если Вы их воспримите с позиции друга, а не как начальник и подчиненный. Начальника раздражают проблме подчиненного, друг же готов протянуть руку помощи и оказать поддержку. А ведь именно этого ждут от Вас ваши взрослеющие дети.

 


     Центр развития личности «Сознание» проводит набор в Школу личностного роста для подростков «Я» ребят 14-16 лет, для занятий в группе.

     Занятия в школе личностного роста «Я» проходят раз в неделю, в выходной день, по три часа. Продолжительность курса 12 занятий.

 

     В программе:

     Психологический тренинг. Специалист: Лихошерстная Виктория Николаевна, практический психолог.

     Арт-терапия. Специалист: Кристина Перкулаба, психолог.

     Ораторское искусство. Этикет. Специалист. Светлана Атагульянц, психолог, ведущая (11 канал).

     В школе личностного роста для подростков «Я» решаются все возрастные проблемы от «А» до «Я»!

Необходима предварительная регистрация.

ЦРЛ «СОЗНАНИЕ», пл. Октябрьская, 1-б

379-04-81, (067)4455887


 

 

 


Ваш email адрес:

КАК НАС НАЙТИ

  • НАШИ КООРДИНАТЫ
  • г.Киев: ул. Чигорина 18
  • (067) 44-54-338
  • e-mail: pr@smysl.com.ua
  • г. Днепропетровск: ул.Глинки, 2,
  • (056) 379-04-81, (067) 44-55-887
  • e-mail: dav@soznanie.org.ua